Здоровое питание

Распространенность болезней желудочно-кишечного тракта за последние годы увеличилась практически вдвое. Наше здоровье, в т.ч. здоровье наших органов пищеварения зависит от качества окружающей среды, от образа жизни и питания, а также от вредных привычек, стрессовых ситуация, наследственной предрасположенности, неблагоприятной социальной обстановки.

Основными признаками нарушения функций органов пищеварения являются рвота, диарея, вздутие и боли в животе, снижение или отсутствие аппетита. И одновременно, при этом нарушаются функции других жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, обмена веществ и др.)

  Стоит отметить, что среди факторов, приводящих к распространению болезней органов пищеварения, первое место занимает нерегулярное и неправильное питание. Нельзя забывать, что основы правильной и здоровой работы органов пищеварения закладываются еще в раннем, младенческом, возрасте. Исходя из этого, очень важно, как можно длительное вскармливание материнским молоком без введения прикормов раньше, чем 4-5 месяцев. Искусственное вскармливание, раннее введение соков и др. продуктов создают очень большую нагрузку на еще несовершенные желудок и кишечник, и способствуют развитию многих болезней органов пищеварения. Необходимо исключить в детском питании такие продукты, как вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты.

У детей школьного возраста важное значение имеет режим питания. Редкие и несвоевременные приемы пищи, еда всухомятку, спешная еда негативно отражаются на работе органов пищеварения. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены. В качестве примерных, можно привести следующие режимы питания (в % от калорийности суточного рациона):

Для школьников, занимающихся в первую смену:

  • 1-й завтрак (8 часов) – 20;
  • 2-й завтрак (11 часов) – 20;
  • Обед (15 часов) – 35;
  • Ужин (20 часов) – 25.

Для школьников, занимающихся во вторую смену:

  • Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20;
  • Обед (12 часов 30 мин.) – 35;
  • Полдник (16 часов 30 мин.) – 20;
  • Ужин (20 часов 30 мин.) – 25.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. При обычном распорядке дня дети в школе получают завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед.

Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.

Не следует допускать, особенно детьми младшего возраста, обильных приемов пищи, превышающих 1/3 калорийности суточного рациона (35 %). Не могут быть рекомендованы и малые (менее 20 % суточной калорийности) приемы пищи, так как при этом возникает необходимость увеличить остальные приемы пищи или принимать ее 5–6 раз в день. Более частое питание с уменьшением объема порций может применяться по рекомендации врача в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.

Удовлетворение потребности в белке производится за счет, как животных, так и растительных белков. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель. Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60 % общего количества белка. Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо школьникам младшего возраста (7 – 10 лет) – 140 г, среднего возраста (11–13 лет) – 175 г и подросткам (14–17 лет) – 220 г.

Примерный суточный набор продуктов – источников растительного белка: хлеб ржаной – 100 г (для школьников младшего возраста – 75 г); пшеничные хлебобулочные изделия – 200 г (для младшего возраста – 165 г, для юношей – 250 г); крупы – 35 г; макаронные изделия – 15 г; бобовые – 10 г (для школьников младшего возраста – 5 г). Продукты, которые рекомендуются в количествах не позволяющих приготовить самостоятельное блюдо (например, бобовые), используются не ежедневно, а через день или 2 раза в неделю.

Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма и он становится более чувствительнвм к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д необходимые растущему организму. В детском питании надо использовать и растительное масло (10–15 % от общего содержания жира). Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в детском питании в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот – сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для детского организма.

Следует родителям помнить, что необходимо следить за соблюдением правил личной гигиены со стороны ребенка (мытье рук после прогулки, учебы, общения с животными); провести беседы с ребенком о том, что нельзя употреблять воду из открытых источников (желательно брать воду с собой). Оберегать продукты от насекомых и грызунов. Родителям следует проверять, чем питается ребенок в школе, продленке и т.п. При отправлении ребенка куда-то на продолжительное время, приготовьте ему бутерброды и теплое питье, это будет более правильно и полезнее, чем чипсы, сладкие напитки и шоколадные батончики, которые захочет купить ребенок сам.

При обнаружении у ребенка даже одного признака заболевания органов пищеварения нужно обратиться к медицинским специалистам и не заниматься самолечением.