Всемирный день безопасности пациентов
17 сентября 2020 года отмечается Всемирный день безопасности пациента. Он утверждён Всемирной ассамблеей здравоохранения 25 мая 2019 года.
Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества (студентов медицинских ВУЗов, среднего медицинского персонала и врачей), так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
Праздник призван повысить глобальную осведомлённость пациентов и поощрять общую солидарность действий профессионального сообщества, а также самих пациентов и их родственников.
Празднование и традиции
С 17-го сентября 2019-го года в различных странах организовывают:
- пресс-конференции с ведущими специалистами здравоохранения, посвящённые вопросам безопасности пациентов и улучшению качества медицинского обслуживания;
- различные мероприятия совместно со специалистами из разных стран, где специалисты читают лекции, а медицинские учреждения устраивают дни открытых дверей;
- мастер-классы по урокам спасения жизни и оказания первой медицинской помощи для всех желающих.
Также проводятся тематические лекции и мероприятия во всех медицинских ВУЗах страны, с целью просвещения будущих специалистов.
Организаторы уверены, что накопленный опыт поможет решить проблему с продажей незарегистрированных медицинских изделий, выявить и приостановить применения медицинских аппаратов плохого качества. Улучшить медицинское обслуживание и сервис для пациентов.
Хотелось бы отметить, что в условиях пандемии безусловную значимость при организации медицинской помощи приобретает безопасность самих медицинских работников — залог стабильной и результативной работы медицинских организаций, которые функционируют на пределе возможностей.
Приоритетом становится своевременная подготовка и обучение медицинских работников и руководителей медицинских организаций, внедрению эффективных систем управления качеством и профилактики рисков при осуществлении медицинской деятельности, вопросам инфекционной безопасности и методам доказательной медицины.
Не маловажную роль играет и обязательное медицинское страхование. По их информации число обоснованных обращений граждан с претензиями к качеству медобслуживания снижается.
Представители страховых компаний, которые непосредственно связаны с защитой интересов пациентов, посоветовали медицинским организациям заботиться о том, чтобы жалоб от пациентов было как можно меньше.
В целом страховщики работают с людьми по трем направлениям: информируют посредством звонов и опросов застрахованных граждан о том, какие они имеют права; способствуют прохождению диспансеризации с помощью смс-оповещений; помогают в разрешении досудебных и судебных споров.
Медицинская помощь не должна причинять вред никому и тем не менее:
—Не безопасное оказание медицинской помощи является одной из 10 причин смерти и инвалидности во всем мире.
—Не точная или несвоевременная постановка диагноза — одна из наиболее распространенных причин вреда пациентам, от которого страдают миллионы человек.
—6-17% опасных событий в больницах, являются следствием ошибок при не правильном поставленном диагнозе.
-15% всех расходов больниц, в различных странах, связаны с последствием не желательных событий.
— Из каждых 100 госпитализированных пациентов внутрибольничными инфекциями заражаются 7-10%
Безопасность пациента-это конечно, отсутствие предотвратимых ошибок в процессе оказания медицинской помощи и снижением риска неблагоприятных событий, связанных с оказанием медпомощи, до приемлемого минимума. Нужно брать во внимание, что вред, причиняемый пациентом, в результате ряда не желательных событий можно предотвратить почти в 50% случаев. Поэтому, концепция безопасности пациентов не подразумевает увеличения разрыва между пациентами и медиками – напротив, она предполагает поддержать и усилить сбор и обработку информации о медицинских ошибках и неблагоприятных последствиях лечения, что позволит избежать некомпетентности в различных случаях в будущем.
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ
- Глобальные задачи (охватывающие значительные риски для пациентов):
‒ профилактика и борьба с инфекциями
‒ обеспечение хирургической безопасности
- «Пациенты за свою безопасность» (обучение, вовлечение пациентов)
- Научные исследования для обеспечения безопасности пациентов (изучение неблагоприятных событий)
- Международная классификация в области безопасности пациентов (ICPS)
- Обучение медицинского персонала для обеспечения безопасности пациентов (предотвращение возможного причинения вреда пациентам)
- Мероприятия и действия (решения) по предотвращению повторного возникновения проблем по безопасности пациентов
- Внедрение подхода «5s» — разработка стандартизованных методик по обеспечению безопасности пациентов.
- Использование новых технологий для улучшения безопасности пациентов
- Управление и обмен знаниями между государствами и партнерскими организациями для безопасности пациентов на глобальном уровне
- Обеспечение безопасности пациентов при переливании крови
- Обучение для повышения безопасности медицинской помощи – обучение студентов медицинских ВУЗов
- Стимулирование медицинских работников и организаций за достижения в области безопасности пациентов
- Единые медицинские контрольные списки (перечни, чек-листы) для медицинских работников (по разным направлениям медицинской деятельности)
Поскольку эта концепция пропагандирует уменьшение неблагоприятных последствий лечения, следует вознаграждать как пациентов, так и медицинских специалистов, если нужны настоящие и глубокие изменения в знаниях, установках, убеждениях и практиках .
В 4 веке до нашей эры греческие целители сформулировали предупредительную фразу, хорошо известную как «клятва Гиппократа», обязывающую их «прописывать курс лечения во благо моих пациентов в соответствии с моими возможностями и представлениями и никогда никому не причинять вреда». Это надо взять за основу, и тогда все пациенты, их защитники, и лица, осуществляющие уход, приняли на себя обязательство уделять первостепенное внимание безопасности пациентов и сделать здравоохранение более безопасным во всем мире!
фельдшер-валеолог Кремпульс Е.А