Детско-подростковый суицид
Внимание!
Детско-подростковый суицид.
Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьёзные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие количество суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от 10 до 14 лет. Для Беларуси эта проблема актуальна.
Что же такое суицид и суицидальное поведение?
Суицид—это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение—всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения и т.п. В подростковом возрасте проявления суицидальной активности наиболее многообразны.
Считается, что суицидальное поведение детей и подростков в 90% случаев — это крик о помощи и лишь в 10% имеется истинное желание покончить собой.
Типы суицидального поведения.
Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:
—Демонстративное суицидальное поведение—разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчётом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвёртая демонстративная попытка заканчивается суицидом по неосторожности.
—Аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который длится всего минуты, но иногда в силу напряжённой ситуации может растягиваться на часы и сутки.
— Истинное суицидальное поведение — имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой.
Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов.
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступает стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и такой страшный протест мотивируется бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают невыносимая душевная боль, одиночество, стыд за какой-то совершённый проступок, ощущение безнадёжности и беспомощности, нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничтожение), выражение путём суицида протеста и разрешения всех проблем.
Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть: -Внутрисемейные конфликты. Возникают из-за завышенных требований к ребёнку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из её членов). Потеря доверительных отношений с родителями- один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
-Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что он как человек становится незначимым для окружающих.
- Несчастная или безответная любовь. Во-первых, подросткам бывает тяжело найти себе партнёра или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть всё», а у другого—«ничего».
-Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное). Возникает в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в СМИ и интернете, пропагандирующей секс, насилие, убийства и самоубийства.
-Генетические факторы. Подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
- Неизлечимые болезни. ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические болезни нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
Признаки суицидальных намерений у детей и подростков.
Суицидальное поведение детей и подростков в принципе не может быть незамеченным окружающими и являться для них неожиданным. Суициду, как правило предшествуют:
Эмоционально-психологические изменения:
* скука, грусть, тоска, уныние, раздражительность;
* безразличие или враждебное отношение к окружающим;
* ощущение отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивированный страх, тревога.
* постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
*потеря интереса к привычным видам деятельности;
* необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе, снижение успеваемости.
Изменения внешнего вида и поведения.
* неряшливый и неопрятный вид, угрюмость и оцепенение во взгляде;
* тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание;
* причитание, нытьё, ворчливость;
*приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сортировка фотографий в альбоме;
* раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых;
* уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание;
* плохое поведение в школе;
* инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках;
* увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам;
Изменение оценки действительности и собственной жизни:
* нигилистическое отношение к окружающим и действительности;
*пессимистическая оценка своего прошлого, воспоминания только о неприятных событиях, ощущение безнадёжности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее;
*рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намёки о намерении покончить с собой;
*поиск себе подобных суицидально озабоченных людей в интернете и других местах;
*связь с деструктивными сектами.
время резкого контраста цветущей окружающей природы и душевной подавленности. Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, во время резкого контраста цветущей окружающей природы и душевной подавленности.
Как предотвратить суицид?
Исследования показывают, что большинство молодых людей, пытавшихся покончить или покончивших с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые, на их взгляд, разрешить иным способом им не под силу.
До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными, намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьёз. Ребёнок, находящийся в предсуицидальном состоянии, нуждается в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
- Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
- Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком в школе и в семье. — Получить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
— Оказать специализированное лечение у психотерапевта или в специальном учреждении.
— Установить дружелюбные взаимоотношения с подростком: незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне. Следует избегать дешёвых утешений или упрёков. Временно оградить подростка от стрессогенных ситуаций.
— Внимательно выслушать и серьёзно воспринять любую жалобу подростка.
- Прямо спросить подростка о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
— Выяснить, что подросток желает изменить в себе, окружающих, ситуации, в которую попал. Предложить конструктивный выход из положения и вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной ситуации лежит на родителях ребёнка или других лицах, их заменяющих.
—Восстановить дружелюбные отношения с ребёнком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
—Говорить с ребёнком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
—Дать возможность ребёнку выговориться, не перебивая и не одёргивая его.
— Стремиться понять ребёнка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.
Цель такой беседы заключается не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а в том, чтобы оказать дружественную поддержку ребёнку. Внимательное отношение к нему должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Родители, врачи, педагоги должны помнить: любые переживания и тревоги детей и подростков не должны оставаться без внимания.