Травматизм

Травматизм –  один из важнейших показателей, характеризующих общественное
здоровье. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у
женщин — 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно
выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы
занимают третье место. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.
В нашей стране травмы подразделяют на:
1. Производственные:
– промышленные;
– сельскохозяйственные;
– строительные;
– на транспорте;
2. Непроизводственные:
– бытовые;
– уличные;
– дорожно-транспортные;
– спортивные;
– школьные;
– детские и пр.
Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и
вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с
производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д.
К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной
деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида
транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с
производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения
пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или
вне его (пешеход).
По данным ВОЗ, ежегодно в результате несчастных случаев от различных травм во все
мире погибает более 5 миллионов человек, что составляет почти 9% от общего числа
смертей. Одной из ведущих причин смерти от травм являются дорожно-транспортные
происшествия (ДТП). По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти
от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди
в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-
транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в
первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели
и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного
тяжелее. В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют
около 17%. К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне
производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в
лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они
связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно
увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида
травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей
встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-
6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).Бытовой травматизм весьма
высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети
случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт
помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто
повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в

квартире и т. д. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин,
причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Необходимые меры по профилактике травматизма.
Во-первых, обеспечение безопасности дорожного движения: соблюдение правил и
повышение мер ответственности за их нарушение (особенно при несоблюдении
скоростного режима и вождении в нетрезвом состоянии). Так как известно, что
повышение скорости в среднем на 1 км/час повышает риск ДПТ, сопровождающихся
травматизмом, на 3%, а при серьезных авариях — на 5%. Вероятность смерти в ДТП при
скорости 80 км/час в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/час и т.д.
Во-вторых, умение оказать первую помощь всеми участниками дорожного движения, т.е.
лицами «первого контакта».
Важное значение, в плане повышения эффективности медицинского обеспечения
безопасности дорожного движения, в настоящее время могут иметь дополнительные
направления:
– усовершенствование и разработка нормативных правовых актов по оказанию первой
помощи и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
– оптимизация системы взаимодействия органов управления, сил и средств различных
ведомств, участвующих в оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий
дорожно-транспортных происшествий;
– разработка мероприятий по организации оказания помощи пострадавшим в дорожно-
транспортных происшествиях лицами «первого контакта»;
–  подготовка к оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП лицами «первого
контакта»;
 о высоких, тонких каблуках.
Если вы травмировались и чувствуете острую боль, важно оценить свое состояние.
Главные признаки перелома или вывиха:
– резкая боль;
– нарастающий отек;
– укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать.
Сотрясение мозга проявляется:
– потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений);
– тошнотой;
– головной болью.
Постарайтесь во что бы то ни стало привлечь внимание прохожих, попросить помощи.
Они должны вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмпункта.
Обращение в травматологический пункт или «скорую» является обязательным
завершением печального случая. Обойтись без помощи врача можно только в случае
легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит
отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное
место нельзя, эффект будет прямо противоположным.
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с
бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии
алкогольного опьянения.

Поликлиника «Солигорской ЦРБ» врач травматолог Иванейчик Данат Андреевич