- AAA +
Russian Belarusian English

г. Солигорск, ул. Коржа, 1
solcrb@soligorskcrb.by

 

    

 

Анонимное
анкетирование

 

Игровая зависимость и дети

Проблема игры – это проблема, прежде всего, родителей. Чаще всего дети, не умеющие проигрывать, с ранних лет воспитываются в ярко выраженной оценочной атмосфере. Родители внушают им, как важно быть первым, лучшим, самым-самым. Всячески поощряют конкуренцию, прививают ценность соревновательности. А потом пожинают плоды в виде неадекватного поведения в игре. Чтобы избежать подобных проявлений, нужно перестать жить в оценочном мире.

Предпосылками к появлению зависимости от игры являются: недостаточная опека, непостоянство и не прогнозируемость отношений в семье, излишняя требовательность в сочетании с жестокостью, установки на престижность, вещизм, переоценка значения материальных благ, фиксация на финансовой стороне жизни, постоянно демонстрируемые зависть к «богатым» и презрение к «бедным». Чаще всего лудоманы наблюдали азартные игры у себя дома или видели, как в них с удовольствием играют родители и их друзья. Все эти факторы могут фатально повлиять на судьбу вашего ребенка, если вовремя не осознать, что они имеют место и не прекратить подобное поведение.

Факторы, предрасполагающие к гэмблингу. (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000): · неправильное воспитание в семье; · участие в играх родителей, знакомых; · стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.); · вещизм; · переоценка значения материальных ценностей; · фиксированное внимание на финансовых возможностях; · зависть к более богатым родственникам и знакомым; · убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег.

Выделяют основные стадии гемблинга: стадию выигрышей; стадию проигрышей; стадию разочарования. Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя. Иногда для появления стойкой зависимости достаточно поиграть всего несколько часов подряд. Существуют признаки, того когда азарт становится болезнью, которые, как правило, видны только близким, а самим человеком не замечаются.

Зависимость от азартного поведения определяется несколькими факторами: · степень опасности поведения для самого человека и его окружения; · глубина вовлеченности в игру и способность отказаться от нее; · неспособность самостоятельно справиться с тягой к игре; · неадекватная оценка своего пристрастия, стремление его скрыть, лживость и утаивание затрат и как следствие – социальная, психическая или соматическая дезадаптация. Все это приводит к проблемам на работе, в семье, со здоровьем, настроением, которые связаны с азартом, игрой. Причина такой зависимости – в особенностях личности, воспитания, окружения, в имеющихся неадекватных способах ухода от стресса, лишения проблем.

Главная же причина такой зависимости – эмоциональная пустота, бесцельность жизни, от которой, кстати, азартное поведение не защищает, а только дает временную «замутненность разума». Факторы, значительно связанные с возрастанием вероятности проблемного гемблинга в ранней взрослости (по снижению степени значимости): родительская история гемблинга, проблемный гемблинг в юношестве, мужской пол, гемблинг повышенного риска в юношестве, злоупотребление ПАВ и низкая школьная успеваемость. Мотивация лиц с игровой зависимостью У патологического игрока происходит искажение иерархии мотивов – изначальный мотив развлечения, проведения досуга, реализации азарта заменяется мотивом навязчивой необходимости играть в азартную игру; происходит сдвиг мотива на цель. Эмоциональная сфера лиц с игровой зависимостью. Игроки сообщают, что испытывают сильное чувство вины после проигрыша, после выигрыша ощущают себя всесильными, всемогущими. Многие игроки часто испытывают состояние скуки, рутины повседневной жизни. Волевая регуляция, внимание и память лиц с игровой зависимостью. Проблемным и патологическим игрокам свойственна слабость волевой регуляции: они часто не в состоянии прекратить игру, хотя многие из них ошибочно полагают, что контролируют количество азартной игры и могут остановиться в любой момент. В большинстве своѐм зависимые игроки одиноки. Возможно, одиночество является не причиной, а следствием гемблинга. Около половины из них имеют опыт (историю), особенно в подростковом и юношеском возрасте злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Отмечают такие особенности игроков: трудность в идентификации и описании собственных чувств; трудность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Необходимо формировать навыки культуры работы с современной техникой, в частности, с компьютером. Целесообразнее это осуществлять на личном примере. При этом следует делать акцент на том, что компьютер является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении учебных заданий, проектов, во взаимодействии с недоступными в определенный момент времени людьми, а не основным средством проведения досуга. Это позволит снизить самоценность общения с компьютером.

Компьютер и дети

Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых. В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Париже или маленьком городе. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны. С другой, – множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз, и ожирение, – можно перечислить еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой «компьютерной зависимости», когда ребенок или взрослый проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря. О чем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках. Положительные аспекты влияния компьютера на развитие человека К положительным аспектам влияния компьютера на развитие человека относятся: – расширяющиеся возможности обучения – доступность большого количества информации в сети Интернет Ребенок, который обучается считать или писать при помощи детской обучающей игры, получает все комментарии, подсказки и задания непосредственно от компьютера, а не вынужден ждать с вопросом, пока его родители освободятся. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста с огромным удовольствием проходят повторно все стадии игры, которые им прежде не удавались, а совсем еще недавно успешно получились. Здесь отсутствует демонстрационный синдром, который может вызвать отторжение от предмета, боязнь его, поскольку ребенок отрабатывает сложную задачу раз за разом сам для себя. Именно благодаря этому знания, полученные от подобной программы, гораздо эффективней фиксируются в памяти. Стремление ребенка или подростка быстрее перейти на следующий уровень заставляет его более плотно погружаться в исследуемый предмет, быстрее разбираться в решении поставленной задачи. Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осознав, что Интернет – это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится пользоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д. Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования. Негативные аспекты влияния компьютера на развитие человека К негативным аспектам влияния компьютера на развитие человека относятся: – погружение человека в виртуальную реальность – формирование аддикции (зависимости) – столкновение с негативным контентом в глобальной сети В детстве игры занимают большую часть времени – и это нормально: на основе различных игр ребенок учится строить модели будущей взрослой жизни. Но когда игры, особенно азартные, вторгаются в жизнь взрослых людей, может сложиться обратная ситуация: карты, рулетка, игровой автомат постепенно вытеснят жизненную реальность. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. Последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной игры. Мы уже имеем дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму. В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в процессе азартной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, происходит самоотторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится игральный автомат, стол с компьютером и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру.

Игроманами не рождаются, игроманами становятся.

У людей, страдающих игровой зависимостью, периодически внезапно возникает непреодолимое влечение к игре. Это стремление овладевает рассудком и подчиняет себе поведение. Исследования показывают, что после прекращения игры у игроков развиваются расстройства самочувствия, сходные с синдромом отмены у больных алкоголизмом и наркоманией. К игровой зависимости относятся зависимость от азартных игр (рулетка, игровые автоматы, покер) и зависимость от компьютерных игр. Зависимостью от компьютерных игр обычно страдают подростки. Бывает, они неделями прогуливают школу, проводя сутки в компьютерных клубах. Игровой мир полностью вытесняет реальность. Заболевание приводит к замедлению психологического развития. Впоследствии таким подросткам сложно общаться, работать. У них высокий риск развития алкоголизма, наркомании. В нашем обществе дети и подростки в большей степени усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Каждый раз подросток «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь, порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи или объекты «живут», чтобы, изменяясь в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них есть «плохие» и «хорошие», «добрые» и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры. Это особенно захватывает детей и подростков, которые болезненно ощущают свою не успешность, которых привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может без нее жить. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость – своеобразный вид наркомании.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. У них формируется влечение, с которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется. Если подросток зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Дети и подростки ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где они победители. Компьютерные игры в настоящее время стали для многих детей важнее учебы или прогулки с друзьями. Они привязывают подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у некоторых подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это притом, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, высок.